Содержание статьи
- 1 Для чего нужно удостоверение машиниста-тракториста
- 2 В каком возрасте можно получить удостоверение машиниста-тракториста
- 3 Обучение на право управления самоходными машинами
- 4 Документы для допуска к экзаменам в Гостехнадзоре
- 5 Процедура сдачи экзамена
- 6 Документы для получения удостоверения машиниста-тракториста
- 7 Права тракториста-машиниста
- 8 Как получить права тракториста-машиниста?
- 9 Замена удостоверения тракториста-машиниста
- 10 Сколько стоит получение и замена прав?
- 11 Лишают ли водительских прав при лишении прав тракториста?
- 12 Как проверить удостоверение тракториста машиниста на подлинность?
- 13 Права тракториста-машиниста сейчас: актуальные изменения
- 14 Об истории тракторных прав
- 15 Современные категории и подкатегории удостоверения тракториста-машиниста
- 16 Нужны ли права для управления минитрактором, мотоблоком с телегой, квадроциклом?
- 17 Конкретные примеры популярных тракторов и самоходных машин по категориям
- 18 Условия выдачи тракторных прав
Удостоверение машиниста-тракториста требуется не только для управления трактором или экскаватором – оно необходимо и любителям активного отдыха, предпочитающим передвигаться на снегоходах и квадроциклах. Удостоверение машиниста-тракториста: как и где его можно получить, какие документы для этого нужны – читайте в настоящей статье.
Для чего нужно удостоверение машиниста-тракториста
Инструкция о порядке применения Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверения тракториста-машиниста, утвержденная приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ № 796 от 12.07.1999 года, устанавливает наличие указанного удостоверения в качестве единственного основания для допуска к управлению самоходными машинами.
Категория водительских прав машиниста-тракториста зависит от вида самоходного транспорта.
- «А»: авто- и мотовнедорожники для езды вне автомагистралей и дорог.
- «А1» – мототранспорт, способный развивать скорость не выше 50 километров в час (снегоходы, мотосани, квадроциклы);
- «А2» – автовнедорожники массой до 3,5 тонн, имеющие не более 8 сидячих мест (вездеходы с шинами низкого давления – например УАЗ Трэкол);
- «А3» – автовнедорожники массой свыше 3,5 тонн, за исключением пассажирских (вездеходы на пневмошинах – например снегоболотоход «Кержак»);
- «А4» – пассажирские автовнедорожники с количеством сидячих мест более 8, не считая водительского (аэродромные автобусы и пр.).
- «В»: колесные или гусеничные агрегаты, мощность двигателя которых не достигает 25,7 киловатт (миниэкскаваторы).
- «С»: колесные машины с мощностью двигателя от 27,5 до 110,3 киловатт (экскаваторы-погрузчики или тракторы).
- «D»: колесные машины, мощность двигателя которых свыше 110,4 киловатт (пневмоколесные краны).
- «Е»: гусеничный транспорт мощнее 27,5 киловатт (бульдозеры, экскаваторы).
- «F»: самоходные машины сельхозназначения (уборочные комбайны).
В каком возрасте можно получить удостоверение машиниста-тракториста
Возраст, по достижении которого допускается сдача экзаменов на право управления самоходными машинами и, соответственно, получение удостоверения машиниста-тракториста, варьируется от 16 до 22 лет – в зависимости от категории транспортного средства:
- «А1» – 16 лет;
- «А2» и «А3» – 19 лет;
- «А4» – 22 года;
- «В», «С», «Е», «F» – 17 лет;
- «D» – 18 лет.
Важно: для получения удостоверения машиниста тракториста категории «А2», «А3» и «А4» необходимо иметь действующие водительские права с открытыми категориями «B», «С» и С1» по общей классификации соответственно. При этом стаж вождения должен быть более 12 месяцев.
Обучение на право управления самоходными машинами
Для получения допуска к экзаменам на право управления самоходными машинами необходимо пройти профессиональную подготовку. Сделать это можно только в специализированном учебном учреждении, имеющем соответствующую лицензию.
Уточнять наличие лицензии следует непосредственно в автошколе, при этом не стоит верить на слово – если такой документ есть, администрация обязательно предоставит возможность ознакомиться с ним.
После обучения курсанту предстоит сдача двух экзаменационных комплексов: первый примет комиссия учебного учреждения, второй – региональное подразделение Спецгостехнадзора.
Важно: получение удостоверения машиниста-тракториста категории «А1» и «В» допускается на основании самостоятельной подготовки. Экзамен в этом случае придется сдавать только один раз – в Спецгостехнадзоре.
Документы для допуска к экзаменам в Гостехнадзоре
По окончании обучения или самоподготовки следует представить в региональное подразделение Спецгостехнадзора пакет документов, на основании которого принимается решение о допуске к экзаменам:
- паспорт гражданина России;
- медицинская справка об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами;
- свидетельство о прохождении специальной подготовки (не требуется в случае самостоятельного обучения);
- водительское удостоверение (при необходимости).
Кроме того, нужно будет заполнить индивидуальную карточку – получить ее может любой желающий непосредственно перед сдачей экзамена. В карточке указываются личные данные, категория самоходной машины, на право управления которой претендует кандидат, реквизиты учебного заведения и пр.
Процедура сдачи экзамена
Сдача экзаменов, по итогам которых выдается удостоверение машиниста-тракториста, происходит в несколько этапов:
- Теория. Предполагает проверку знаний Правил дорожного движения и безопасной эксплуатации самоходных машин. Получение неудовлетворительной оценки по любой из этих дисциплин повлечет пересдачу, которая возможна в течение 7 дней. Важно: наличие водительского удостоверения освобождает от необходимости сдачи теоретического экзамена по ПДД.
- Практика. На этом этапе предстоит продемонстрировать практические навыки вождения. Подобно сдаче экзаменов на получение водительского удостоверения, экзамен проходит в 2 стадии: на оборудованной площадке – трактородроме, и на спецмаршруте – то есть в реальных условиях, предназначенных для эксплуатации самоходных машин. Важно: в случае трехкратного «провала» сдать экзамен можно будет только после прохождения дополнительной подготовки при предъявлении соответствующего документа.
- Оказание первой медицинской помощи. Относительно новое испытание, но от этого не менее важное, чем первые два: необходимо будет в теории и на практике (как правило, для этого используются манекены) подтвердить способность оказать доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.
Документы для получения удостоверения машиниста-тракториста
Удостоверение машиниста-тракториста выдается в подразделении Спецгостехнадзора сразу же после успешной сдачи всех экзаменов.
Для этого нужно представить уполномоченному сотруднику следующие документы:
- заявление о выдаче удостоверения (бланки есть у окошка выдачи);
- квитанция об оплате госпошлины (500 рублей за бумажное и 2 000 – за пластиковое);
- 2 фотографии 3×4;
- индивидуальная карточка с отметками о сдаче экзаменов;
- паспорт РФ.
Важно: выдача удостоверений тракториста-машиниста находится в исключительной компетенции Гостехнадзора – ГИБДД этим не занимается.
nsovetnik.ru
Тракторы, созданные для бытовых и промышленных целей, относятся к категории самоходных машин и требуют особой процедуры получения и замены прав на управление.
С 13 ноября 2011 года внесены изменения в правила получения удостоверений тракториста-машиниста.
Далее в статье пойдёт речь о том, как получить, поменять удостоверение тракториста-машиниста, а также как вернуть права в связи с окончанием срока их лишения.
Права тракториста-машиниста
Любой автомототранспорт, передвигающийся по общественным дорогам, должен управляться человеком, имеющим водительское удостоверение.
Категории прав тракториста-машиниста
На сегодняшний день водительские права тракториста состоят из следующих категорий:
- АI, AII, AIII, AIV — внедорожные транспортные средства;
- В, С, D, E, — колесные и гусеничные ТС с различными мощностными характеристиками;
- F — самоходные машины сельскохозяйственного назначения.
Все категории водительских прав на управление трактором в 2018 году можно получить только в инспекции Гостехнадзора.
Данная организация ответственна за прохождение соискателями прав теоретического курса, производственной практики и сдачу экзамена. Водительское удостоверение тракториста-машиниста должно быть заверено подписью Государственного инженера-инспектора.
Что представляет собой удостоверение нового образца?
Новые бланки водительского удостоверения активно были введены в России ещё в 2014 году в результате внесённых изменений в законодательные и нормативные акты (№ 196-ФЗ).
Необходимость нового формата и содержания бланка удостоверения появилась в связи с требованиями европейских стандартов.
- Водительские права нового образца представляет собой небольшую пластиковую карточку с закруглёнными углами. Таким удостоверением удобно пользоваться, оно не мнётся, не рвётся.
- На лицевой части в левом углу размещено фото водителя, напечатанное на пластике специальным цифровым оборудованием. В правой части документа находится вся персональная информация о водителе.
- Обратная сторона содержит сетку с особыми отметками по категориям вождения, а также дополнительную информацию (стаж, группа крови, медицинские ограничения).
- В штрих-коде зашифрованы все сведения о водителе, касающиеся штрафов, статуса прав, регистрации ТС и пр. Информацию с штрих-кода инспектор считывает портативным сканером.
- Люминесцентные серия и номер расположены внизу документа на обратной стороне.
Как получить права тракториста-машиниста?
Итак, мы выяснили, что для получения водительского удостоверения на трактор соискатель должен обратиться в органы Гостехнадзора (сравните: обычные права выдаёт Госинспекция).
До ноября 2015 года соискателю разрешалось пройти обучение самостоятельно и прийти только на сдачу экзамена. Однако сегодня получить права на управление самоходным транспортом, в том числе и трактором, можно исключительно после прохождения курса обучения и экзамена в органах Гостехнадзора.
Главное требование, предъявляемое соискателю прав на трактор, – отсутствие ограничений по здоровью.
Для того чтобы получить необходимый допуск на управление самоходной техникой, будущему водителю нужно обзавестись постоянным или временным удостоверением нового образца.
Следует отметить, что до 2015 года требовался ещё один документ, — временное разрешение, однако с ноября 2015 г. его изъяли из Правил дорожного движения.
Чтобы претендовать на получение прав тракториста-машиниста нового образца, соискателю необходимо достичь определённого возраста:
- 16 лет – для категории AI;
- 18-лет – для B, C, E, F;
- 19-лет – АII, АIII;
- 22-лет – АIV.
Если вы соответствуете всем вышеперечисленным требованиям, то будете допущены к сдаче экзамена на получение прав машиниста-тракториста.
Какие документы нужны?
Инспекция Гостехнадзора потребует от соискателя следующие документы:
- заявление;
- удостоверение личности;
- медицинскую справку;
- документ о прохождении обучения;
- удостоверение на право управления самоходной техникой (при условии, что оно ранее выдавалось);
- фотографии (в 2018 году – только фото 3×4 см, изготовленные на матовой бумаге, с левым уголком);
- водительское удостоверение (для получения права категорий А II — А IV).
С 28.11.2015 года в органы Гостехнадзора можно не предоставлять справку об уплате государственной пошлины.
Если соискатель по уважительной причине вынужден отказаться от сдачи экзаменов, внесённые им деньги подлежат возврату.
Какая медицинская справка нужна?
В 2018 году медсправка для водительских прав понадобится в следующих случаях:
- при первом получении прав;
- при открытии новой категории;
- при замене прав в случае окончания срока действия;
- при возврате после лишения;
- при наличии особой отметки «медсправка обязательна»;
- при досрочной замене прав по желанию водителя.
Справка нового образца выдаётся после медицинского осмотра у врачей-специалистов, предусмотренных списком процедуры.
Претенденту на получение или замену прав необходимо пройти через процедуру обследования в наркологическом и психоневрологическом диспансере, расположенном по месту постоянной или временной прописки. Консультация нарколога и психиатра невозможна без наличия регистрации.
Если вы хотите получить справку на несколько категорий, то заявляйте о своём желании с самого начала, поскольку от этого зависит перечень обследований. В ином случае придётся заново обращаться в медучреждение за получением справки.
Срок действия медсправки для водителя любого ТС в 2018 году составляет 1 год.
Не стоит пытаться получить медицинскую справку без осмотра врачей. Если документ выдан незаконно (а это можно пробить по базе Гостехнадзора), то справка, как и само водительское удостоверение будут признаны недействительными.
Теоретический экзамен
С ноября 2011 года теоретический экзамен принимается инспекторами Гостехнадзора по экзаменационным билетам, утверждённым Министерством сельского хозяйства РФ, посредством опроса или с помощью компьютерной техники.
Практический экзамен
Удостоверение машиниста-тракториста выдаётся по результатам практического экзамена. При этом вождение проводится на тракторе той категории, на которую претендует соискатель.
Замена удостоверения тракториста-машиниста
Замена прав старого формата на новый – не обязательная норма, водители вправе делать это по мере необходимости.
В соответствии с Правилами поменять права можно в следующих случаях:
- утеря документа;
- кража;
- прекращение срока действия;
- внесение каких-либо изменений, касающиеся квалификации водителя или автомобиля;
- порча;
- изменение состояния здоровья водителя (подтверждается медсправкой).
Поменять старые права машиниста-тракториста на новые несложно, если соблюдать установленный порядок обмена. Эту процедуру можно провести в организации, обозначенной выше – в органах Гостехнадзора, где, собственно, были получены права ранее.
Если желаете быстро, без особых хлопот, провести процедуру замены прав, то делайте это в течение 6 месяцев после истечения срока их действия. И бумажной волокиты будет меньше, и пакет документов собрать будет проще.
Ключевое требование, без соблюдения которого не состоится обмен удостоверения ни при каких обстоятельствах, – это наличие документа, подтверждающего предыдущую сдачу экзамена по соответствующей категории.
Сколько стоит получение и замена прав?
За прохождение обучения, включающего теоретический и практический курс, соискателю придётся заплатить. К сожалению, точных тарифов нельзя назвать, поскольку учебные центры не ограничены законодательными рамками относительно стоимости и вправе самостоятельно их регулировать.
Так, например, в Москве стоимость теоретического курса колеблется в пределах 7 — 11 тысяч рублей, на прохождение практики потребуется от 700 до 2000 рублей.
При замене удостоверения водителю необходимо будет заплатить госпошлину в размере 400 рублей. Этот платёж обязателен для всех.
Лишают ли водительских прав при лишении прав тракториста?
Правила по управлению техникой распространяются в РФ на водителей всех транспортных средств.
Согласно пункту 1 примечания к статье 12.1 КОАП РФ, если водитель лишается права управления самоходной техникой за совершение им административного правонарушения, то одновременно лишается права управления любыми другими транспортными средствами.
В текущем году для возврата прав тракториста-машиниста требуется сдать теоретический экзамен.
Как проверить удостоверение тракториста машиниста на подлинность?
Удостоверение машиниста-тракториста выдаётся только Гостехнадзором после обучения и сдачи экзаменов. Однако всем известно, что сегодня незаконно продаются многие документы, в том числе и водительские права.
Чтобы проверить подлинность удостоверения тракториста-машиниста, необходимо отправить запрос непосредственно в органы Гостехнадзора, где был выдан документ. Онлайн-сервисов у данной структуры нет, так что ответа на запрос придётся подождать.
Как видите, процедура получения прав тракториста-машиниста схожа с порядком получения любых других прав, однако содержит свои нюансы, о которых нужно знать.
Надеемся, что информация, представленная выше в статье, помогла вам ответить на многие вопросы, касающиеся данной темы.
pravo-auto.com
Как в советские времена, так и сейчас правами на трактор служит удостоверение тракториста-машиниста, снабжённое индивидуальным номером, фотографией владельца, сведениями о его месте жительства, дате и месте рождения. Выдавать такое удостоверение уполномочена Государственная инспекция технадзора. До недавнего времени (а именно, до 28 ноября 2015 года) существовало ещё и временное разрешение, действующее вместо удостоверения. Но сейчас оно отменено. Подробности и детальный разбор всех категорий прав тракториста-машиниста – в данной публикации.
Права тракториста-машиниста сейчас: актуальные изменения
Кроме отмены временных разрешений, отменено и само понятие «самостоятельное обучение». То есть, долгое время можно было без посещения курса занятий в Готехнадзоре просто сдать экзамены по теории и вождению и получить тракторные права. Теперь – нет, обязательным условием допуска к экзамену является наличие свидетельства о прохождении курса обучения в Гостехнадзоре.
Ныне действующий образец удостоверения тракториста-машиниста был введён в 2011 году. Это заламинированная картонная или пластиковая карточка с напечатанными на ней данными владельца и его фотографией. Картон или пластик – на усмотрение получающего, пластиковый вариант стоит дороже.
Сейчас, кроме индивидуального номера, удостоверение снабжается ещё и уникальным штрих-кодом. По замыслу создателей документа нового образца, это избавит инспектора от необходимости вбивать данные механизатора в свой гаджет для получения дополнительной информации о нём (наличие неоплаченных штрафов и т.п.). Считал штрих-код, как в супермаркете, – и полная история механизатора отображается на экране. Разумеется, в прошлом права на трактор совсем не такими.
Об истории тракторных прав
Всем известно, что в годы Великой Отечественной войны на тракторах работали 14-ти и даже 12-ти летние мальчишки. Однако всё же права на эти сельхозмашины существовали уже тогда: они были введены ещё в 1933-м году Народным комиссариатом земледелия.
Начало
Связано это было с бурным ростом машиностроения и сельского хозяйства в нашей стране. Начали давать первую продукцию построенные «с нуля» промышленные гиганты – Сталинградский, Харьковский, Челябинский тракторные заводы.
Эти новые трактора значительно отличались от примитивной техники, используемой прежде. Они требовали определённого багажа знаний и навыков, умелого обращения. Началось повсеместное распространение МТС (машино-тракторных станций) – для обеспечения высокого уровня техобслуживания сельхозтехники и максимальной механизации труда в колхозах и совхозах.
Согласно постановлению Совета труда и обороны СССР №827 от 21.09.1933 г., для допуска к управлению трактором каждый уже работающий или будущий механизатор должен пройти квалификационную комиссию и получить удостоверение тракториста-машиниста «с отнесением всех трактористов по уровню их знаний к 1-й или 2-й категории».
Для тех, кто смог получить удостоверения 1-й категории, при расчёте всех расценок коэффициент повышался на 0,1 трудодня. Одновременно с получением удостоверения тракториста-машиниста механизатор подписывал обязательство не менее двух последующих лет отработать именно в той МТС или в том колхозе (совхозе), который направил его на квалификационную комиссию.
Права на трактор в брежневские времена
В дальнейшем (начиная с 60-х годов) удостоверение тракториста-машиниста мог получить любой выпускник сельской школы. На селе в школах был введён предмет «машиноведение». В рамках этого курса, раз в неделю для мальчиков проводились уроки по изучению устройства колёсных тракторов типа «МТЗ-80», «Т-40»; гусеничных «ДТ-75»; и комбайнов «СК-5 Нива». Для девочек во время данного урока в большинстве школ проводилось совсем другое занятие – факультативное по рукоделию.
Во внеурочное время периодически устраивались практические занятия по вождению указанных выше тракторов. Технику предоставлял местный колхоз. Либо – при многих сельских школах имелись собственные опытные хозяйства, а в них – по одному собственному колёсному и гусеничному трактору.
Незадолго до окончания последнего учебного года к учащимся 10-го класса и их наставнику по машиноведению приезжал представитель районного Гостехнадзора и принимал у ребят экзамены по теории и практике. При этом, дабы не «мотаться туда-сюда» несколько раз, он привозил с собою уже отпечатанные и готовые удостоверения тракториста-машиниста 2-го класса на каждого из учащихся (фото и анкетные данные на всех учитель собирал и отвозил в район заранее).
Экзамены и вождение принимались очень лояльно: достаточно было показать самые минимальные познания и навыки для того, чтобы стать обладателем удостоверения тракториста-машиниста – книжечки с «Кировцем» на обложке (это в 80-е годы, ранее там изображался трактор намного «скромнее» – «ДТ-20»). При самых вопиющих случаях полной неготовности кандидата (которых в принципе и не было) инспектор не выдавал ему книжечку, а увозил её с собой. И для получения прав нужно было ехать в райцентр и пересдавать экзамен там.
Городские жители могли при желании пройти курс обучения в ПТУ и сдать на тракторные права самостоятельно. Получить их можно было также во время пребывания в студенческих стройотрядах, или в период службы в Советской Армии.
Штампы «Разрешено» после сдачи экзаменов по машиноведению ставились в графы трёх категорий: «А» – колёсные трактора до 1,4 тягового класса («МТЗ-80»); «В» – гусеничные трактора («ДТ-75») и «Г» – самоходные машины с механической трансмиссией (комбайны «Нива» и т.п.) Другие категории советских тракторных прав, на которые нужно было учиться и сдавать экзамены отдельно: «Б» – Колёсные трактора классом свыше 14 кН (1,4 тс); «Д» – самоходные машины с гидростатической трансмиссией; «Е» – мелиоративные, дорожно-строительные машины, экскаваторы с ковшом вместимостью до 0,65 кубометров.
В настоящее время список категорий тракторных прав существенно расширился. Связано это с появлением новых видов техники, а также с синхронизацией российских удостоверений тракториста-машиниста и зарубежных их аналогов.
Современные категории и подкатегории удостоверения тракториста-машиниста
Ныне установлено 6 категорий плюс 4 подкатегории, чётко разделяющие тракторные права по видам техники.
- А – для автомото-транспортных средств, которые не предназначаются для езды по автодорогам общего пользования, и(или) имеют конструктивную скорость не более 50-ти км/ч.
С подкатегориями:
I – для мототранспортных средств-внедорожников;
II – для автотранспортных средств-внедорожников, чья максимальная масса находится в пределах 3,5 тонн, а число сидячих мест – не более 8-ми (кроме места водителя);
III – для внедорожных автотранспортных средств с максимальной массой свыше 3,5 тонн, но кроме оговоренных в IV-й подкатегории;
IV – для внедорожных автотранспортных средств, которые предназначаются для перевозки пассажиров и имеют более 8-ми сидячих мест (кроме водительского).
- В – для колёсных и гусеничных тракторов с мотором мощностью до 25,7 кВт;
- С – только для колёсных, с двигателями диапазона мощности от 25,7 до 110,3 кВт;
- D – только для колёсных, с мотором свыше 110,3 кВт мощности;
- Е – для всех гусеничных тракторов, мощность двигателя которых превышает 25,7 кВт;
- F – для комбайнов и прочих самоходных сельхозмашин.
Нужны ли права для управления минитрактором, мотоблоком с телегой, квадроциклом?
Хорошо, верхние границы мощности понятны, а каковы границы минимальные на сегодняшний день? С какого порога мини-сельхозтехника начинает считаться трактором или самоходной машиной, для управления которой требуются права?
По новому положению, удостоверение тракториста-машиниста нужно получать для управления любым безрельсовым транспортным средством, конструкцией которого предусмотрен независимый привод и двигатель внутреннего сгорания, объём которого превышает 50 кубических сантиметров. Либо – электрический двигатель мощностью свыше 4-х кВт. Максимальный порог скорости –50 км/ч. Если больше – то права будут нужны уже не тракторные, а автомобильные.
Таким образом, для управления не только большинством мини-тракторов, но даже соответствующей мощности мотоблоком с тележкой требуется наличия прав тракториста.
Разумеется, малая сельхозтехника трудится себе на приусадебных участках, огородах и небольших полях. И на дорогах общего пользования появляется крайне редко и ненадолго, либо вовсе не появляется. Поэтому и удостоверений тракториста-машиниста на эту технику никто не оформляет, и на учёт в Гостехнадзоре её тоже не ставит.
Вероятность попасть на штраф ничтожно мала. Но такие курьёзные случаи всё же есть: о них весьма живописно рассказывают владельцы минитракторов или мотоблоков с тележками.
К примеру: выехал вечером к соседу на мотоблоке за парой телег навоза, а тут – а деревенской дороге «залётные» ГАИшники из района или области. В результате – протокол – езда без прав, штраф от 5 до 15-ти тысяч рублей; направление на комиссию с целью понуждения пройти обучение и получить удостоверение тракториста-машиниста. Жалобы подавать бесполезно: суд однозначно принимает сторону ГИБДД.
То же самое – квадроцикл, снегоход, мотосани и мотонарты. Все эти транспортные средства относятся к категории А удостоверения тракториста-машиниста.
Конкретные примеры популярных тракторов и самоходных машин по категориям
Для наглядности, ознакомьтесь с подборкой конкретных транспортных средств, относящихся к к соответствующим категориям тракторных прав.
- А- I: Квадроцикл «Ямаха», «Стелс»; снегоход «Тундра», мотовездеход «Куница», «Атаман».
- А- I I: Снегоболотоходы «Марш» (на базе ВАЗовской «Нивы»); «Вектор 4х4» (на УАЗовском шасси).
- А- I I I: Грузовые снегоболотоходы «Мамонтёнок» (с кабиной от «ГАЗ-3307»); «Тунгус» (от «КамАЗ»а).
Снегоболотоход «Мамонтёнок».
- А- I V: Низкопольные перронные автобусы («МАЗ», «ЛиАЗ», «Neoplan» и т.п.) для перевозки пассажиров от здания аэропорта к самолёту и наоборот.
- В: Минитрактора «Русич», «Уралец» и т.п.; любой мотоблок с тележкой и мотором мощностью до 25,7 кВт. Трактор «Т-25 Владимирец». Мини-экскаватор «JCB 8026CTS». Складские электропогрузчики.
- С: Трактора «МТЗ-80/82», «Т-40», «Агромаш-85»; экскаваторы «ЭО-2621» («Петушок»), «JCB 3СХ». Дизельные складские вилочные погрузчики.
Трактор «Агромаш-85».
- D: Трактора «Кировец К-744», «МТЗ-3522», «КамАЗ ХТХ-215».
- Е: Трактора и бульдозеры «ДТ-75», «ВТ-150», «МТЗ-1502», «МТЗ-2103». Снегоболотоход «ГАЗ-3409 «Бобр».
- F: Зерно- и кормоуборочные комбайны всех видов.
Условия выдачи тракторных прав
Во-первых, для получения удостоверения тракториста-машиниста нужно достигнуть установленного законом возраста, а для трёх подкатегорий – ещё и иметь определённый стаж.
А именно:
- в возрасте от 16-ти лет можно получить тракторные права только подкатегории A I.
- в возрасте от 17-ти лет можно получить тракторные права категорий A I, В, С, Е, F.
- в возрасте от 18-ти лет можно открывать те же категории плюс ещё категорию
- в возрасте от 19-ти лет можно открыть все названные выше категории, плюс ещё подкатегорий A II (но если уже есть стаж автомобильной категории В от 12 месяцев), и A III (но если уже есть стаж автомобильной категории С от 12 месяцев),
- в возрасте от 22-х лет, имея стаж не менее 12 месяцев автомобильной категории D, можно открывать все категории тракторных прав, включая и последнюю подкатегорию A IV.
Чтобы получить допуск к экзаменам на права в Гостехнадзоре, нужно пройти соответствующее обучение в той же государственной организации, получив свидетельство об окончании этих курсов. А также пройти медосмотр и получить медицинскую справку, подтверждающую отсутствие противопоказаний для управления тракторами и самоходными машинами.
Экзамен, как и на автомобильные права, состоит из теоретической (ответы на вопросы) и практической (вождение) частей. Выдаются права на трактор, как и автомобильные, сроком на 10 лет. Устаревшие удостоверения тракториста-машиниста времён СССР можно без сдачи экзамена заменить на документ нового образца. Но медицинскую справку для этого получить нужно, и госпошлину заплатить тоже.
tractorreview.ru